|
Какими привлекательными кажутся из салона автомобиля пролетающие мимо лесные посадки, вплотную примыкающие к трассе! Но стоит остановиться и выйти из машины, как тут же выясняется, что в придорожный лес лучше не заходить... Повсюду следы машинного масла, обрывки бумаг, старые покрышки, мусор, грязь. И чем интенсивнее движение, тем больше загрязнен лес.
При этом далеко не все пагубные последствия соседства с автотрассой видны "невооруженным глазом". В выхлопных газах автомобилей содержится более сорока химических веществ, и большинство из них токсичны. Особенно опасен свинец, а следы его находятся даже за 100 метров от асфальтовой полосы. В земле близ дороги отмечается повышенное содержание никеля, цинка и других металлов. Вместе с травой вредные химические соединения попадают в организм животных, а через них - в организм человека.
Можно ли уменьшить вредное влияние потока машин на близлежащие земли?
Да, можно. Но нужно, чтобы дорога лучше проветривалась, поэтому лесные посадки не должны подступать к шоссе ближе чем на 25 метров, и в них необходимо устраивать разрывы. При проектировании магистралей надо учитывать силу и розу ветров, стремясь к тому, чтобы по дороге "гулял ветер". Кроме того, целесообразно прислушиваться к рекомендациям ученых, которые предложили ряд рациональных профилей дорог, создающих условия для лучшей вентиляции. Рекомендации сделаны для разных климатических зон, с учетом погодных условий.
В дальнейшем предстоит глубже и обстоятельнее исследовать, как влияют на растения выхлопные газы, а также хлориды - составы, применяемые зимой в борьбе с гололедом. Необходимо также установить, на каком расстоянии от дорожного полотна целесообразно размещать поля, косить траву.
В. Некрасов.
Источник. ж. Автомобильные дороги №2, 1985.