Занимательная физика в вопросах и ответах.
Сайт Елькина Виктора. (Заслуженный учитель РФ. Учитель-методист.) 
Занимательная  физика     Физика  в походе    Биофизика    Астрономия    Биографии     Форум
 Физика  и  медицина     Физика и поэзия    Народная мудрость   Необычные  явления 
 Физика и техника  Занимательные опыты  Радиотехника для всех  Бочка  Паскаля  Оптика
Старинные задачи    Ссылки   Шаровая  молния   Сообразилки
ВОСПИТАНИЕ МЫСЛЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА НА УРОКАХ  И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ НА ОСНОВЕ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  МЕТОДИКИ ТРИЗ
(Теория решения изобретательских задач.)
В окно смотрели двое
Один увидел дождь и грязь.
Другой – листвы зеленой вязь.
И небо голубое.
В окно смотрели двое.
 
Как же воспитать такого человека, который видел бы вокруг себя, не только дождь и грязь?

 Воспитать творческую личность на уроке и внеурочное время. Воспитать человека разумного, мыслящего. При этом обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, применять личностно – ориентированный подход в обучении. В ненавязчивой форме, систематически, используя набор различных задач и заданий приучить ученика самостоятельно мыслить. Поясню, какой набор задач и заданий мы используем, при обучении физики.

Для этой цели мы применяем:

1. Качественные задачи – мини рассказы.

Вовочкины задачи, задачи Шерлока Холмса, задачи Робинзона Крузо и др.

Такие задачи условно разделены на несколько видов:1. Задачи, затрагивающие личностные качества человека. Шерлок Холмс прошел в гости. На кухне громко шипел чайник. “Хозяйка не следит за своей посудой”, - подумал он. Почему он так решил?

Задачу можно решать методом мозгового штурма (каждый высказывает предполагаемое решение), или методом индивидуального поиска решений.

 2. Задачи, рассчитанные на эрудицию человека:

Хозяйка показала кольцо. “Это подарок моей бабушки, - сказала она, - я только знаю, что кольцо обручальное, но золотое ли оно?” “Это легко проверить” – сказал Холмс. Он тут же проделал опыт и огорчил хозяйку, кольцо оказалось не золотое.

В чем заключался его опыт?

Задача имеет несколько решений, при решении можно использовать метод аналогий.  

 
3. Задачи с нетипичными ситуациями:
Вовочка положил свой карманный радиоприемник в дуршлаг и закрыл металлической крышкой. Радиоприемник замолк. “Наверно воздуха не хватает”, - подумал он.
Что случилось с радиоприемником?
 

4. Задания с бытовым содержанием.

Шерлок Холмс, придя в гости, осмотрел комнату. Она была небольшая с довольно высоким потолком. В углу у самого потолка паучок свил свои сети. Глядя на паучка, Холмс заметил, - “завтра погода изменится”. Почему он так решил?

 

  1. Задачи - почемучки.
  2. Задачи типа “Перефразируй, чтобы стало понятно”.
  3. Задачи наоборот.
  4. Задачи типа краткость – сестра таланта.
  5. Мировоззренческие задачи.
  6. Задачи: “объясни пословицу, поговорку”.

Почему ласточки перед грозой летают низко над землей?

Решение можно найти методом синетики.   Синетика – иррациональный метод поиска новых решений. (Синектор отождествляет себя с объектом и представляет себе, что бы он делал сам, если бы оказался на месте этого объекта.)

5. ТЕСТОВЫЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

В споре, рождается истина, гласит пословица. С этой целью составляются тесты, цель которых не столько проверить знания учеников, сколько проследить за мыслительной деятельностью ученика. Тесты составляются так, чтобы ученик даже читая их, узнавал что - то новое, учился трансформировать свои знания из одной области знаний в другую.

6. ОПЫТЫ – ФОКУСЫ НА УРОКАХ И ПОСЛЕ…

Если традиционный демонстрационный опыт, показываемый учителем, ученик обычно осмысливает сразу, то “фокус”, как правило, ставит его в тупик. Для осмысления требуется внимательность и наблюдательность, раздумья и еще раз раздумья. Разгадывая “секрет” фокуса, ученик развивает свои умственные способности, начинает применять знания в незнакомой жизненной ситуации. Так как “опыты - фокусы” рассчитаны на учеников, то они должны быть достаточно просты, связаны с учебным материалом, а их разгадка должна иметь физический смысл, а не являться следствием “ловкости рук”. Оборудование подбирается самое доступное, элементарное.

Пример. На столе два стакана с жидкостями и два термометра. Вы спрашиваете: какую температуру покажут термометры, если больше суток стаканы стояли на столе? Ученики говорят: “одинаковые”. Сейчас проверим, говорите вы. Опускаете термометры и показываете зрителям. Все верно, - одинаковые. Вы вынимаете термометры из стаканов, и энергично помахав ими, снова показываете ученикам. Показания их различны. Почему?

Весь секрет в жидкостях. В одном стакане вода, а во втором спирт. Когда вы размахивали ими, спирт испарялся более интенсивно, поэтому и показания этого термометра ниже.

7. Оценочные практические работы творческого характера типа “Познай себя”.

Например, определить свой рост, используя часы камушек и нитку.

Оцените среднюю скорость указательного пальца при щелчке.

Определите время реакции человека на звуковой, световой сигнал.

5. Использование задач с дополнительной, познавательной информацией.

6. Экологические задачи и задания по физике.

8. Сообразилки.

Задания творческого характера. Используется самое простое оборудование.

Поставить стакан так, чтобы он был приподнят над столом ровно на 1 см. Оборудование, стакан, бумага в клетку, ножницы.

За каждое верное решение ставлю 5.

9. Задачи – исследования.

Исследуйте, как зависит громкость звука от частоты. Приборов нет, но рядом стоит ваш друг. Опишите результаты опытов.

10. РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИЕ ЗАДАЧИ

Что можно измерить барометром?

(Давление, атмосферное давление, высоту гор, высоту многоэтажных зданий.)

11. ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ

Изготовьте весы, используя мензурку и пробирку.

МЕТОДЫ ТРИЗ  ПО Г. С. Альтшуллеру.

Метод проб и ошибок

Мозговой штурм или атака

Метод анналогий (Сходство предметов и явлений, в каком – либо отношении.)

Метод моделирования “маленькими человечками”. ММЧ.

Метод морфологического анализа и синтеза новых решений

Синетика – иррациональный метод поиска новых решений. (Синектор отождествляет себя с техническим объектом и представляет себе, что бы он делал сам, если бы оказался на месте этого объекта.

Метод конструирования Коллера (в основу положены один или несколько физических законов и на их основе разрабатывается новый объект)

Метод проектирования Мэтчета (метод индивидуального поиска решений)

Ассоциативный (метод формирования гирлянд ассоциаций).

Елькин В. И. Средняя школа №5, г. Слободской. Кировская область.

 

назад

А знаете ли Вы?    Физика в походе    Биофизика    Биографии   Астрономия        
 Физика  и  поэзия     Физика и медицина    Народная мудрость  Необычные явления   Форум
Физика и техника   Радиотехника для всех   Занимательные опыты   Бочка Паскаля   Оптика

Rambler's Top100

Hosted by uCoz